1. Аспект "экспедиционной эвольвенты" и, в первую очередь, лунной и марсианской эвольвенты, развивает идеи колонизации анормальных, агрессивных сред, таких как астероиды, иные планеты, глубоководные районы мирового океана, полярные области Земли, субглессиальные озёра Антарктиды, подземные пустоты и водоёмы глубокого залегания и т.п. Задачей экспедиционной эвольвенты является расчёт и осуществление оптимальной экспедиционной последовательности, позволяющий с меньшими плацентарными издержками ресурсов, включая время, достичь состояния автономной необратимости экспедиции, то есть самодавлеющего, поступательного развития удалённого поселения. Существующие понятия "экспедиции", "колонии", "станции", объеденены Эпином Дорсалем в 1983 году в понятие экосомы. Экосома - дословно хозяйствующее, метаболирующее, гомеостазное тело - организм индивидуализированный от среды внешней оболочкой и связанный с нею положительной обратной связью. Экосома является симбиозом понятий биосома и техносома. Примером служит космический корабль, подводная лодка, полярная станция - сочетающие аппаратный и биостабилизирующий комплексы. Смысл эвольвенты (букв. "развёртывание") в эффективном переходе удаленного поселения из статуса экспедиции в статус колонии и из статуса колонии в статус резедентуры;из вахтовой интервенции в перманентную экзистенцию, в переходе от плацентарного к автономному укладу жизнеобеспечения.
2. Аспект "посткомпенсационной экономики". Заключается в дегуманизации общественного производства, с одной стороны, и в кульминации Артиса, с другой.
Дегуманизация общественного производства - технико-исторический процесс замещения в общественном производстве "живой силы" автономными технологическими процессами или, как их называет сам Эпин Дорсаль, - интрофактными процессами ('интрофакция' - "внутри (сам) делаю" по аналогии с интроспекцией (самонаблюдение) в психологии). Здесь подразумевается, как раз, не неотвратимость, а опциональность такого процесса. Как иронизировал насчёт любой необузданной силы Эпин Дорсаль: "Для дурака любая возможность обретает силу необходимости".
По- поводу апогея компьютеризации сам мэтр в своей статье "Можно ли не открывать ящик пандоры" писал следующее: "Третьим китом нового света станет перелом в развитии кибернетики, который ознаменуется экологической встройкой кибернетических систем в естественную событийно-ситуативную среду, с одной стороны, и обретением ими собственной физико-динамической и псевдо-личностной идентичности, с другой. Первое приведёт к открытому диалогу человека с машинами и возникновению у последних собственно-познавательной и собственно-социальной деятельности. Второе через рецепторно-сенсорное, коммуникативное, опрно-двигательное и манипулятивное не обязательно антропоподобное обособление машин приведёт нас к возникновению второй после человека и вспомогательной по отношению к нему созидательной (по Вернадскому) геологической силе."
Артис - как раз, и есть та самая "геологическая сила", пленённые стихии. Ныне тлеющие, склонные к периодическому затуханию, но уже и сегодня во многом автономные. По материальной, энергетической и информационной составляющим в миллионы раз превышающие совокупную антропогенную индукцию. Не долог час необратимости воспроизводства этой геологической силы или, иными словами, кульминации Артиса. С кульминацией Артиса связаны исчезновение фактора себестоимости, как показателя принципа альтернативного использования ограниченных ресурсов, полное прекращение товарно-денежного конкурентного рынка (конкуренция, как принцип референтной диференциации, естественно, никуда не исчезнет), доминирование невозмездных внекомпенсационных принципов организации общества.